«Что такое… плохо», или Как отучить ребенка ругаться матом

— Здравствуйте, Ольга! Рано или поздно родители слышат от своего малыша какие-то нецензурные слова. Моей дочери 4 года, и уже раза три–четыре мы их от нее слышали. Как мы поступили: мы сделали вид, что ничего не происходит. Мы ничего не слышали. Как вы считаете, мы правильно поступили?

– Да, Светлана, вы совершенно правы. Потому что чем младше ребенок, тем проще отучить его говорить неприличные слова. И в этом возрасте (3–4 года) ребенок произносит эти слова только потому, что они его эмоционально зацепили когда-то   . Ребенку нравится реакция на произнесение этих слов, они очень эмоционально произносят. Дедушки, бабушки начинают чуть ли не хлопать в ладоши, веселиться и тем самым закрепляют такую модель поведения. Малыш думает: «Я делаю что-то   хорошо, я веселю родственников». И вы правильно сделали, что не обратили внимания. Нет той реакции, которой ребенок ждет от этих слов. И через какое-то время эти слова, скорее всего, уйдут из лексикона.

— Вы говорите, что бабушки и дедушки могут порадоваться, а если последует гневная реакция, она также зацепляет?

– Любая эмоционально окрашенная реакция закрепляет у ребенка поведение. Потому что гнев в ответ – это тоже реакция, тоже обращение внимания на ребенка, которого, может и не хватало в данный момент этому малышу. Ругать за эти слова нет смысла, потому что реакция будет та же самая — закрепление модели поведения, которая дает внимание со стороны взрослых ребенку.

— Со временем все равно ребенок подрастает, в коллективе начинается какое-то общение, и все чаще и чаще родители слышат подобные слова. Ведь игнорировать до бесконечности мы не можем эту ситуацию?

– Совершенно верно. Тем более что источников, откуда дети могут почерпнуть эти слова, очень много. Это не только семья, где могут использовать нецензурную брань в присутствии ребенка. Источником может быть телевидение, пассажиры в транспорте, могут услышать от одноклассников, или просто в подъезде незнакомый дяденька произнес. Запоминается, потому что это эмоционально произнесенные слова. Когда человек произносит эти слова, он очень уверен в себе. И вокруг него какое-то волнение и тревога образуются. Эти эмоции хочет вызвать ребенок, произнося нецензурные слова.

Но чем старше становится ребенок, тем больше эти слова становятся способом заявить о себе. Самоутвердиться среди сверстников и свою самооценку повысить. Просто игнорировать эти слова, тем более, если они часто употребляются в присутствии родственников, здесь нет смысла. Но если вы дадите очень эмоциональную обратную связь, эффект будет такой же, как и в более младшем возрасте. Здесь главное — наладить с ребенком отношения, быть ближе к нему, но не через нравоучения. Нужно принять его личность, дать ему возможность быть взрослым. Если эти слова — проявление какого-то гнева, то помочь ему обозначить его чувства, что он в данный момент испытывает. Когда ребенок понимает, что с ним происходит, ему проще свое поведение контролировать.

— Некоторые родители интересуются, нужно ли ребенку объяснять семантику этого слова?

- Значение слова тоже используется. Как правило, они не знают значения этих слов. Но один из методов борьбы с матом, — когда мы говорим, что это означает. Иногда мат используется только как желание задеть родителей. Детям интересно посмотреть, насколько они могут эмоционально контролировать родителей. Для старшеклассников мы даже рекомендуем купить словарь нецензурных слов, где он может посмотреть их значение. Для чего это делается? Как известно, ребенок теряет интерес ко всему, что не запрещено и всему, что есть в большом количестве. 

— Мы все-таки обсуждаем семьи, где люди говорят на нормальном человеческом языке. Но, тем не менее, все мы люди, бывает, что скользнет слово у мамы или у папы. Если ребенок вдруг заинтересовался и сказал: „Мам, но ты же говоришь, что не надо это слово говорить, а сама говоришь“. Как нужно себя вести?

– Такие слова несут не только информацию, они выражают отношение к происходящему. И слова могут быть эмоциональной реакцией на происходящее. И в этом случае – да, нужно извиниться. Объяснить, какими словами можно заменить это выражение. И объяснить свои чувства, почему так получилось. Этим показать ребенку, как можно среагировать в данной ситуации.

— Если ребенок в общественном месте при большом скоплении людей выругался, нужно ли ему сказать сразу, прилюдно или лучше его в сторонку отвести и там разобраться?

– Любое поведение требует моментальной реакции, а иначе непонятно, за что меня наказывают. То есть прореагировать нужно сразу, но не впадать в панику. Потому что чаще всего мы испытываем неловкость за ребенка, а ребенок в этот момент, может, испытывал гнев, раздражение. Да, надо сказать. Но спокойно, в нормальном тоне, не акцентируя внимания на этом.

— Некоторые родители предлагают такой вариант – заменять нецензурную брань безобидными словами. Так же делают в некоторых мультиках: „гвоздь мне в кеды“ и тому подобное. Насколько это имеет смысл?

— Имеет смысл не так часто употреблять и вообще от этих слов избавляться. И все-таки культурную речь привить ребенку. Но как вариант заменять можно. Когда мы заменяем слова – это один из способов работы с гневом. Допустим, рекомендуем обзываться фруктами. Они менее обидны, но дают тот же эффект: снять раздражение и гнев, если хочется ребенку обозвать кого-то, допустим. 

— Например, возникла ситуация: мальчик посещает секцию хоккея. Там дети ругаются матом, и если он не будет использовать такие слова, то коллектив его не примет. Что можно посоветовать родителям?

–Здесь важно безусловное принятие ребенка. Не за то, что он сделал, за какое-то поведение, а потому что он просто есть у нас. И в этой ситуации надо просто быть ближе к ребенку. Отзываться на его нужды, потребности и проговаривать, когда этот контакт налажен, что этот мат, который они в секции используют – это совсем не круто. И не надо быть похожим совершенно на всех. Но это будет зависеть от того, насколько ребенок уверен в себе, а это воспитывается в семье, зависит от того, как мы воспринимаем ребенка. То есть мы возвращаемся к безусловному принятию ребенка.

— Если какие-то взрослые — авторитетные для ребенка люди — употребляют слова и совершенно не реагируют на наши просьбы не делать этого, как с этим быть?

– Здесь тоже будет зависеть от того, как семья принимает. Допустим, мы не принимаем, это наше правило. Мы не ругаемся. Дедушка – да. Дети и взрослые все разные, мы не можем за всех отвечать. Но решение наше принято, правила в нашей семье, поэтому мы эти слова не используем. И не несем ответственности за всех остальных, кто использует эти слова.

Итак, мы выяснили, что во многом речевое поведение детей зависит от реакции самих родителей. А именно, от того, насколько она грамотна. В раннем возрасте стремление ребенка удивить взрослых нецензурной бранью стоит игнорировать. Школьнику лучше объяснять, что материться – это грубо и некультурно. И обязательно выяснить, какие эмоции подвигли его так некрасиво выражаться. Старшеклассника неплохо было бы просветить насчет значения используемых им нецензурных слов, даже с помощью словаря. Но главный совет родителям – следить за собственной речью, тогда проблем будет значительно меньше.