Годовщина керченского теракта: как вести себя с ребенком, чтобы избежать непоправимой беды

Лента новостей
Годовщина керченского теракта: как вести себя с ребенком, чтобы избежать непоправимой беды
Фото: cdn2.img.crimea.ria.ru

Год назад в Керчи произошел теракт - студент местного политехнического колледжа Владислав Росляков открыл огонь по студентам и преподавателям, убил 20 человек, а после застрелился. Мы поговорили с педагогом-психологом реабилитационного отделения «Областного центра диагностики и консультирования» Виктором Сидорчуком и узнали, можно ли предотвратить такие трагедии и как говорить о терактах с детьми.

- Руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин назвал причиной трагедии травлю и унижение подростка. Что еще может спровоцировать подростка на такие действия?

- Провоцирует наш сегодняшний мир, наши сегодняшние отношения, которые складываются, прежде всего, у молодежи, которая в меньшей степени имеет опыт проживания в социуме и общения. Он был явно ограничен в своих коммуникативных возможностях в силу того, что много времени проводил за компьютером. Он не сформировался как социальная личность. Его окружение - такие же подростки, которые не умеют принять такую личность и постепенно перевоспитать. Социум тоже воспитывает.

- На что нужно обращать внимание родителям, чтобы не допустить таких трагедий?

- Прежде всего, нужно постараться сохранить доверие со своим ребенком. Потому что когда он начинает прятаться от родителей, это определенный сигнал. Тогда, когда он начинает избегать общения со своими давними друзьями. Начинает предпочитать компьютер всему остальному. Необязательно, что такой подросток именно с деструктивными связями. Но виртуальное общение не заменяет реального. Не научает так, как реальное общение.

- Как поступить родителям, если они узнали, что над их ребенком издеваются?

- Прежде всего, вызвать ребенка на откровенный разговор, чтобы он рассказал, что и как. Только так можно разобраться и дать этому оценку. Может быть, ребенок провоцирует такие действия по отношению к себе. Тогда нужно будет менять, что-то в нем. Если это преследование, то нужно принимать меры. Прежде всего, это огласка. Те, кто преследуют, делают это скрытно. Но как только это становится известно, чаще всего, эти действия прекращаются.

- Как вести себя подростку, если он видит, что в коллективе кого-то унижают?

- Нужно постараться сблизиться с таким человеком, помочь ему преодолеть его неумения, незнания, недоталанты. Не скрывать то, что узнал. Обязательно обратиться к педагогам, к родителям, может быть, к самим сверстникам. В любом случае, изоляция неполезна. Хочешь ли ты помочь себе или хочешь ли ты помочь другому - нужно вступать в контакт.

- Какую роль в предотвращении подобных трагедий может сыграть преподаватели и психологи?

- Безусловно, безграничную роль, в том случае, если преподаватель пользуется авторитетом и доверием. Если преподаватель заметил такого ребенка, он должен обратить внимание психолога на него. Полезно проводить тренинги на сплочение, какие-то совместные мероприятия. Любая совместная деятельность сближает.

- Как помочь ребенку, если он стал свидетелем такого теракта?

Взрослым нужно повести себя достаточно тактично, понаблюдать за ним. Некоторые могут замкнуться, сильно переживать. Нужно обязательно вступить в контакт, вывести его на откровение. Если он это переживает, оказать ему реальную психотерапевтическую помощь. Если он не может это правильно оценить, дать ему истинную оценку события.

- Нужно ли вообще и что говорить детям о таких происшествиях?

- Такие вещи нужно обсуждать, потому что подростки не всегда могут дать правильную оценку. Нужно не просто выяснить его точку зрения, но помочь дать ему правильную оценку. Чтобы впредь он сам мог верно оценивать такие события. Нужно рассказать, что здесь нет никакого героизма, что это преступление. Нужно не ранить, но обсуждать надо. Если дети и подростки не будут обсуждать это со значимым взрослым, а где-то с ровесниками в подворотне, неизвестно, какую оценку они этому дадут.

Виктория Агапова