В разгар кризиса в Челябинске развернули эпохальное строительство кафедрального собора, беспрецедентного для Южного Урала. Стоимость храма колоссальна - 980 миллионов рублей. Предполагается, что все средства, до последней копейки, будут собраны только за счет благотворительности. Зачем городу кафедральный собор, и почему люди должны жертвовать на него средства? Об этом сайт Telefakt.ru поговорил с митрополитом Челябинским и Миасским Никодимом. Помимо актуальных вопросов о кафедральном соборе, удалось побеседовать с владыкой и на другие злободневные темы – о церкви, расположившейся на первом этаже жилого дома; об опасных фестивалях красок Холи; о том, почему надо простить поджигателя церкви и об «играх» в веру на Крещение. Разговор на религиозные темы получился очень «мирским» и понятным.
Владыка, главный вопрос горожан: зачем Челябинску кафедральный собор, да еще и такой дорогой?
Во-первых, я считаю, что Челябинск ничем не хуже других городов. Посмотрите на Омск, там 10 лет тому назад построили прекраснейший кафедральный собор. Посмотрите на Екатеринбург, на Курган, на другие города. На их фоне наш Челябинск смотрится бедненько, потому что нет такого центрального храма. Храма, где можно было бы проводить торжественные многолюдные службы, который был бы сердцем не только Челябинска, но и всего Южного Урала.
Каждый город хвалится своим кафедральным собором. Его размещают и на марках, и на открытках. Он становится одной из визитных карточек, а в Челябинске этого нет. Другая наша цель - усиление социальной деятельности со строительством нового храма, чтобы как можно больше оказывать помощи населению.
Может быть, это не правильно, но, наверняка, многие задумываются при принятии решения жертвовать деньги на строительство храма или нет: «а что мне за это будет»? Как сейчас говорят, прибавится ли «плюсик к карме»?
(Улыбается) Ежедневно в храме возносятся молитвы о благотворителях и благоустроителях. Ежедневно по нескольку раз в день мы молимся о тех, кто принял деятельное участие в строительстве храма. И что самое главное – эта молитва будет возноситься к Господу не только когда построят храм, не только спустя 50 лет, но и спустя и 100, и 200, и 300 лет – тогда, когда память-то о нас уже уйдет из этого мира. Ну, сколько человека помнят? Хорошо, когда его помнят его правнуки. А дальше? Уже забыли, а ведь молитва нам требуется. Здесь как раз будет воссылаться молитва к Господу за нас грешных.
Молиться будут, пока стоит храм?
Храм всегда сравнивают с зажженной свечой, которая зажигается здесь, на этой земле, и горит вечность.
Строительство собора ведется уже два года. Губернатор Борис Дубровский попросил завершить его возведение в течение трех лет. Сумеет ли епархия собрать необходимые средства, чтобы уложиться в обозначенные сроки?
Надо говорить не о том, успеем ли мы собрать, а о том, насколько активно откликнутся верующие. Но важно понимать, что, например, для бабушки из деревни пожертвование в 500 рублей - это значимая часть ее пенсии. А, например, для человека, который имеет заводы, фабрики, еще что-то такое, о каких суммах говорить? Надо отдать должное, большинство людей откликается - и те, кто имеют какие-то денежные средства, и тот, кто живет очень просто, потому что осознают важность этого строительства.
На каком этапе находится строительство?
У нас построен технический этаж и этаж, где разместится крестильный храм, актовый зал, воскресная школа с классами, библиотека – все, что необходимо для активной социальной деятельности прихода. Входная группа уже готова. Трудно так определить, сколько уже сделано от запланированного. Во всяком случае, выполнена значимая часть работ. По крайней мере, уже видно, каких размеров будет храм.
Объем работ на новый год уже запланирован?
На время зимы возведение приостановлено. Строительные работы мы возобновим, как только станет более-менее тепло, потому что если заливать бетон в мороз с различными присадками, потом из стен начнет выходить всякая гадость, будет шелушиться штукатурка и возникнут проблемы с использованием здания. Мы себе такого позволить не можем, потому что мы строим храм не 10, не на 50 и даже не на 100 лет, а значительно на больший срок.
В этом году мы планируем поднять храм до отметки 20 метров, то есть до сводов, потому что своды – это сложная вещь, отдельная, так сказать история, ими и куполом мы будем заниматься в 2018-2019 годах.
Средства собирают не только на банковский счет и посредством СМС-сообщений, в прошлом году на строительной площадке был организован благотворительный концерт. Мероприятие имело успех. Ожидается ли повторение подобной акции?
Повторять то, что было – не интересно. Есть новые планы, но они пока в стадии обсуждения, потому что до лета еще время есть.
В продолжение темы строительства новых храмов в Челябинске. В городе открывается приход в жилом пятиэтажном доме на улице Российская. Храм великомученика и целителя Пантелеимона расположится рядом с обычными квартирами. Почему именно там? Как отреагировали жильцы дома на такое соседство?
Здесь надо говорить не о том, что храм появился в жилом доме, а то, что храм появился при центре помощи «Берег». Существует в Челябинске такой центр, оказывающий помощь женщинам, которые с ребенком попали в трудную ситуацию. Может быть, их муж выгнал из дома или женщина родила ребенка, но не может сейчас уделить должное ему внимание. Такие матери там живут, им оказывают материальную поддержку.
Я думаю, что жильцы только радуются этому событию. Во-первых, никто ничего против не говорил, а, во-вторых, надо понимать, что они будут жить в доме, который освящается молитвами.
Всякая беда и всякое зло от этого места отойдут. У людей будут только крепкое здоровье и душевная радость.
К сожалению, реакция людей сегодня может быть непредсказуемой. Вот, в ноябре 2015 года неоязычник поджег храм в Челябинске. Недавно суд отправил его в колонию на два года. Но это законы земные, а может его постигнуть Божье наказание?
Интересно, но он сам удивляется, зачем это сделал. С ним разговаривали наши священники. Задавали вопрос: «Зачем?». Говорит: «Сам не знаю, было плохое настроение, никто меня не любил, никто не понимал, всем захотел таким образом отомстить».
Что сказать. Поступки пьяного человека понять нереально. Он протрезвел и сам понял, какую глупость совершил. Мы этого человека, конечно, простили, просили суд смягчить наказание, но закон есть закон. Мы же за него молились. Кто-то должен его простить, а если не мы, то кто?
Наша епархия активно выступает против проведения на Южном Урале фестивалей красок Холи и Хэллоуина. Почему церковь стала обращать на них такое пристальное внимание? Ведь тот же Хэллоуин в России отмечают достаточно давно, а обсыпание разноцветными красками кажется безобидной забавой
Под прикрытием этих «праздников» ведется активная сектантская пропаганда. Что такое фестиваль Холи? Этот праздник пришел к нам из Индии и имеет глубокую религиозную подоплеку. Была такая демоница Холика, которую из-за ее злобных дел сожгли. Последовали Холи стали натирать себя пеплом.
Вот если сказать нормальному человеку – вы хотите себя натереть пеплом трупа? Что он ответит? Но организаторы фестивалей правду скрывают. Как утаивают и то, что вторая часть таких «праздников» - это употребление наркотических средств. Мы выступаем категорически против этого. Не надо обманывать наших людей. Не надо таких праздников, от которых впоследствии будут огромные проблемы.
Также и Хэллоуин. Мне не нравится, когда наши дети переодеваются в бесов и каких-то уродцев. Если человек надевает такие костюмы, он говорит: мне это близко. Если это близко – значит, к нему придет. Когда это придет, у него будут огромные проблемы со здоровьем духовным и со здоровьем телесным, потому что все в мире взаимосвязано. Все. Тому, чем это все заканчивается, есть множество страшных примеров.
Каких именно?
Есть такая вещь, как одержимость. Начинается с маленького: например, ребенок надел на себя костюмчик беса, а когда ему стукнет больше 20 лет, его могут ждать серьезнейшие психические расстройства. Родителям нужно задуматься и не играть в это.
Люди у нас любят «играть» и в веру. Грядет Крещение, и многие, не соблюдая канонов, начнут нырять в проруби задолго до того, как воду освятят. Как Вы относитесь к таким омовениям?
Все-таки люди должны омываться в той воде, которая освящена. Тогда, действительно, они приобщаются к благодатному дару Господа нашего, а если просто так прыгнуть в купель – ну что же, плохо может быть, хорошо – нет.
На Крещение традиционно в храм придет великое множество людей, но мне бы хотелось им напомнить: вода крещенская для человека тогда благодатна, когда сам человек внутри имеет мир с Богом. Господь на каждого человека изливает свою благодать, но от человека зависит, воспринимает он ее или нет. Закрылся ли он грехом от этой благодати и жалуется, что его Бог наказывает или, наоборот, греха нет – и человек радостен и счастлив.
1 587
Комментарии
comments powered by HyperComments