Суррогатное материнство. Понятие, кажется, откуда-то из московских ток-шоу, сериалов - не из нашей жизни. Но нет. В Челябинске спрос и предложения на нетривиальные услуги, осуждаемые церковью, весьма высоки
Одни - продают, другие – покупают. Этот бизнес законен, и найти суррогатную мать для вынашивания будущего малыша достаточно просто – по объявлению в Интернете. Именно так мы и связались с нашей первой героиней Натальей, которая помогает парам получить долгожданного ребенка. Мнение другой стороны высказала Олеся, которой ребенка должна вынашивать ее подруга. Интересно, что Наталья ни за что бы не стала рожать для Олеси, а Олеся не согласилась бы на условия Натали. В этом бизнесе много личного и эмоционального. Каждый диктует свои правила и преследует собственные цели.
Наталья. Суррогатное материнство - это базар
Старенький двухэтажный дом в глубине Ленинского района. В квартире у порога встречает большая беспородная собака. Сильно пахнет псиной, кричат маленькие дети. Наталья указывает на свою комнату.
- Брат с семьей выкупил большую часть квартиры, у меня с сыном в собственности – одна комната, - спокойно поясняет она.
Наталья, вообще, не из тех, кому свойственно проявление чувств на людях. Суррогатное материнство она считает своей работой. К необычному заработку подходит прагматично, без эмоций. У нее есть для себя ответы на все, даже самые неловкие и эмоционально сложные, вопросы. Четко сформулированная философия этой женщины определяет, кому помогать, а кому нет - даже за большие деньги.
32-летняя Наталья никогда не была замужем. Первый раз забеременела случайно. Но мужчину очень любила, решила рожать. И четыре года назад появился сын Ванечка.
- В 12 лет я говорила, что буду рожать до тех пор, пока не рожу близнецов. И, если бы, у меня были деньги, так бы и сделала. Но сегодня я испытываю определенные трудности и другого ребенка не хочу, - признается Наталья. - Для двоих детей нужно больше денег. Своего сына я с рождения вожу в бассейн, сейчас еще добавились развивайка, выставки, мастер-классы. И я не уверена, что смогу обоих обеспечить. Я просто сама из многодетной семьи – нас трое. Мы росли в перестройку, в 90-е годы. Я прочувствовала на себе, когда хочется чего-то, но нет возможности. Поэтому я сделаю все, чтобы у моего Вани была счастливая жизнь, чтобы он ни в чем себе не отказывал. Захотел пойти в институт – пошел, а не как я в свое время. Я поступила учиться гораздо позже своих ровесников, потому что у родителей не было денег.
Есть и другой аргумент против дальнейшего материнства. Наталья не уверена, что смогла бы разделить любовь и свое личное время между двумя детьми. Сейчас у женщины есть гражданский муж. Ее мировоззрение он принимает. 46-летний мужчина имеет взрослую дочь и на появлении новых детей не настаивает. Пара мечтает о финансовом благополучии и новой квартире. Какой ценой Наталья намерена этого добиться - муж знает.
- Я подвела супруга к мысли, что это единственный вариант быстро, не залезая в долги, жить комфортно и хорошо. Деньги не уйдут на ерунду. На шубу, например, как у некоторых.
Мама у Натальи умерла, и как бы она на это отреагировала, женщина не знает. Зато отец поддерживает. С осуждениями не лезет. Говорит: думай своей головой.
К заработку на суррогатном материнстве Наталья пришла не сразу. Сначала было донорство. Ее попросила помочь подруга, которая все никак не могла забеременеть. Наталья бесплатно отдала ей свои яйцеклетки. Теперь у подруги растет дочь. После этой процедуры Наталью внесли в базу, и последующие предложения о донорстве уже стали поступать от врачей. Затем она и сама выставила объявление в Интернете. Из-за проблем с экологией спрос на такой «товар» очень высок, говорит Наталья.
Первый раз за донорство платят немного, потом врачи приходят к выводу, что клетки хорошие, и сумма увеличивается. Если же родители напрямую выходят на суррогатную мать, то уж как договоришься. Фиксированных цен нет. У первых клиентов Натальи денег было немного. Ей просто позвонили и сказали, что есть только 30 тысяч рублей.
- Я не стала отказывать. Просто подумала тогда, что если бы у меня была подобная ситуация, ну мало ли. Вошла в положение, в общем. Ведь помимо этих 30 тысяч семье нужно оплачивать препараты, а это еще тысяч 30. Другие девочки по объявлениям просят за свои услуги и 100 и 150 тысяч.
По третьей программе Наталья получила за свои яйцеклетки 65 тысяч рублей. На этот раз она помогла жительнице Евпатории, которая с донорской помощью родила близняшек. «Я понимаю, что по крови это мои дети, но у меня есть, кого любить, и я не размениваюсь. А вот подруга моя говорит, что не смогла бы так», - добавила Наталья.
А два года назад женщина решила сорвать более крупный куш и стать суррогатной матерью. Она составила договор со своими клиентами, заверила его у нотариуса, а также застраховалась от травм и летального исхода.
- Мне повезло. Они были из Курганской области, взрослые муж и жена. Ей было лет 38. У них взрослый сын. В молодости было все нормально, они родили его сами. А потом занимались карьерой, зарабатывали деньги. Захотели второго, но не получилось, - вспоминает Наталья. - Я так понимаю, у них свой бизнес, потому что они умеют хорошо вести переговоры в части денежных вопросов. Умеют аргументировать, почему такая сумма, а не другая. Суррогатное материнство - это не магазин, где установлен жесткий ценник. Это базар, на котором ты можешь поторговаться.
Наталье тогда заплатили 600 тысяч рублей. Плюс 16 тысяч она получала ежемесячно на продукты.
- Ничего особенного от меня не требовали, в мою личную жизнь не лезли, бросить работу не просили. Они только попросили, чтобы я состояла на учете не в своей женской консультации по прописке, а у того доктора, у которого была программа.
Рожала Наталья в Екатеринбурге – это было второе условие клиентов. Биологические родители находились в этот момент в соседней палате. Ребенка сразу унесли, суррогатная мать его даже не увидела.
- Да и желания не было, - признается она. - Это же не мой ребенок, и я не вижу смысла на него смотреть. Я не сентиментальная. Все продумываю наперед. Это как в магазине на распродаже – хватаешь последний шарфик. У тебя он есть, но просто дешево, а здесь человеку нужен – он без него простынет. То же самое и здесь. Или можно так перефразировать: ты – сумка, в которой донесли продукты до дома. Продукты брали те, которые им нужны, а не тебе. Из тебя их выложат и будут есть.
В день родов она подписала документы об отказе, забрала деньги и ушла из больницы. Отчасти решив свои финансовые проблемы, Наталья успокоилась и порадовалась тому, что смогла помочь людям.
Когда мы встретились, Наталья планировала стать суррогатной матерью второй раз. Женщина решила для себя, что это будет последняя ее программа. «Во-первых, возраст. Суррогатная мать не может быть старше 35 лет. А во-вторых, здоровье. На мне лично не особо сказывается, а есть девочки, которые испытывают потом гормональные нарушения», - поясняет наша героиня.
К ней вновь обратилась семейная пара средних лет. Женщине 42 года. Сама она не может иметь детей. Первую девочку, которой сейчас полтора года, им тоже выносила суррогатная мать. Путь предстоит нелегким. Для начала паре нужно будет найти донора. Наталья свои яйцеклетки дать не может, поскольку тогда это будет ее ребенок, и его передача за деньги посторонним людям – уголовным преступлением.
На этот раз Наталья возьмет за свои услуги больше денег.
- Сейчас я человек с опытом, которого проверили врачи, - обосновывает она. - Это как ты покупаешь вещь, зная, что она хорошая. Возьмем, допустим, джинсы из конфиската и хорошего магазина. Ты же понимаешь разницу, за что платишь. Когда первый раз тебя зовут в программу, по сути, они не понимают, за что они платят деньги. И, естественно, сумма гораздо меньше. У меня с первого раза получилось – ставки выросли.
Предугадывая реакцию общества, Наталья просит подчеркнуть, что она не продает детей, как это многим может показаться. «По закону, я вынашиваю не своего ребенка. Я могу, конечно, отказаться отдавать его и оставить себе, но мне в таком случае нужно будет возместить все расходы, понесенные на программу. Я сейчас не хочу ребенка, тем более, чужого. У меня есть жилищный вопрос, и его нужно быстро решить».
Несмотря на строгий расчет, Наталья заверяет, что далеко не с каждым она могла бы сотрудничать. Звонков с предложением стать суррогатной матерью ей поступает много. Звонят из других регионов, очень много желающих из Москвы. Наталья это объясняет двумя причинами: во-первых, в Челябинске хорошо развито ЭКО, и как следствие, высокая приживаемость эмбрионов, во-вторых, здесь объективные цены, без накруток, как в столице.
- Звонили человек 40. Из них, как мне показалось, всего две женщины на самом деле хотят детей, - предположила Наталья. – Недавно был звонок. Женщина спрашивает: «Почему я решилась стать суррогатной матерью». Рассказывать сказки, что хочу помочь людям, я не стала – тогда надо писать объявление о безвозмездной помощи. Да, это возможность быстро заработать для решения своих вопросов. Но только из-за денег я бы в программу не пошла. Для меня важно, чтобы ребенка любили в семье, а не просто его заводили, потому что он должен быть. Звонят, например, девушки из Москвы. Говорят, что муж просит ребенка, а они не хотят портить фигуру. Я не соглашаюсь. Для ребенка надо что-то делать. Родишь – похудеешь, тем более что у тебя есть деньги.
Когда мы общались с Натальей, она только готовилась к новой программе, но уже четко представляла, как ее жизнь после этого изменится. Женщина мечтает о трехкомнатной квартире. Она может быть небольшой с маленькими комнатами и кухней, но обязательно большим залом для встреч с родными. А потом Наташа займется бизнесом. Три года она шьет детскую одежду для небольших челябинских магазинов. После родов и передачи младенца клиентам она планирует расширить производство.
Олеся. Вы мне будете рожать, а я - бабками сорить
Вторая наша героиня вряд ли смогла бы договориться с суррогатной матерью Натальей. 30-летняя Олеся – по образованию телевизионный журналист. Нигде не работает, находится на содержании, по ее словам, очень богатого и влиятельного мужа. Олеся много времени уделяет своей внешности, часто путешествует и ходит по клубам с подругами. Молодая женщина не может сама родить ребенка, и, кажется, даже не расстраивается от этого.
Мы встретились в лобби-баре отеля перед выступлением модного московского стилиста. Олеся была весьма откровенна. Порой до нелепости.
- Я узнала, что не смогу иметь детей, в 16 лет. Если бы я могла родить, с удовольствием бы сама родила. От мужа я это не утаивала, - рассказывает Олеся. - Он сказал, что ни одна женщина, которая рожает сама, никогда не сравнится со мной абсолютно ни в чем. Я думаю, он прав (смеется). Сейчас он не против ребенка, но и сильно желанием не горит. Я, если честно, хочу детей только потому, что это продолжение рода, чтобы мои богатства не достались государству. С другой стороны, я бы тоже хотела иметь кучу свободного времени, как сейчас – ездить за границу, ходить в клубы с подругами. Я не хочу отказываться от этого и моих хобби. Я когда думаю о такой перспективе, мне страшно. Поэтому в нашей семье с рождения будет нянька.
Олеся заявляет, что хочет пятерых детей – троих мальчиков и двух девочек. Еще в 16 лет она всем им придумала имена.
- Назову Леонардо, Кассандра. Дам иностранные имена, потому что мы в России не будем жить, - поясняет будущая мать. - Мальчиков буду растить бизнесменами, девочек – моделями. Если не захотят бизнесменами – пусть будут художниками или дизайнерами. Главное, чтобы голубыми не были. Но если будут голубыми, я смирюсь. Я всех люблю, и голубых тоже. Начать хочется с мальчика. Я мальчишек, конечно, не очень люблю - они дерутся. Но хочется, чтобы был старший брат – опора.
Супруги уже нашли суррогатную мать. В этой роли выступит подруга Олеси из социальных сетей. Девушка моложе ее. Она мать двоих детей, замужем, работает в детском саду. Несмотря на столь положительный бэкграунд, подруга не вызывает у заказчицы доверия. Олеся добилась от нее разрешения на устройство видеокамер в квартире, на прослушивание телефона и полный контроль за половой жизнью.
- Она не близкая подруга. Мы подружились в соцсетях. Я и своего мужа там же нашла. Мы с ней не встречались в реале. Сейчас же все так дружат. Я ей рассказывала о своей проблеме, и она выразила желание помочь, - описала знакомство Олеся.
Женщины достигли договоренности, но при этом у Олеси остался ряд опасений. По ее словам, будущая суррогатная мать буквально помешана на младенцах. Как-то раз она призналась ей, что будет рожать, пока не начнется климакс. «Она хочет увидеть младенца после родов, я не хочу. Она просилась няней к нам работать, поэтому я ее всячески запугиваю, чтобы она его себе не оставила. Я ей сразу сказала: дети от меня – это дети дьявола. Они сведут тебя в могилу в первый же год, ты пожалеешь. Пугаю, как могу, - улыбается она. – Успокаивает только то, что муж у нее адекватный. Наш ребенок ему не нужен».
У них уже подписан договор. Юристы составили его максимально в пользу заказчицы. «По договору я с ней могу сделать все, что захочу и когда захочу. Предполагается, что если ребенок родится мертвый, то деньги она все равно должна получить. Мне это, конечно, не нравится. Если такое будет – я буду с ней судиться и докажу, что она виновата. Я не заплачу ей ни копейки и запрошу с нее компенсацию», - забегая вперед, предупредила Олеся.
Супруг заплатит суррогатной матери миллион рублей. Кроме того, каждый месяц беременная женщина будет получать определенную сумму на еду.
Олеся точно для себя решила, что скрывать, откуда у нее появился ребенок, она не будет.
- Я без комплексов и мне не будет стыдно сказать, что это не я родила. Наоборот, я считаю, что это круто. Мол, посмотрите, какая я классная. У меня есть деньги, я могу себе позволить то, что вы все мне будете рожать, а я буду бабками сорить. Может, это вам неприятно слышать, но это для моего успокоения, чтобы не чувствовать неполноценность. Кто-то девушек для этого бьет, а кто-то за счет финансов так делает и считает себя от этого лучше. Звезды кичатся этим. Я тоже так хочу.
Родители Олесю не отговаривают. «Мама говорит: делай для себя. У мамы своя жизнь, она тоже у меня тусовщица. Тоже хочет немножко поиграться. Отец живет не в России, но тоже рад будет, - говорит будущая мать. - Меня окружают люди, которым по сути все равно: живи, как хочешь, главное, другим не мешай. А я что? Я хотела бы не стареть и жить всегда супер-красоткой. Жить вечно, без детей и иметь кучу классных мужчин, быть в списке Forbes на первом месте. Это моя мечта. Думаю, что с появлением детей, я буду продолжать делать свои дела и жить своей жизнью. То есть они меня вообще не изменят. А если изменят, не дай Бог, заберу свои слова обратно».
Пока материал готовился к публикации, Наталья успешно начала программу по вынашиванию малыша для супружеской пары. Суррогатной матери, которая будет рожать для Олеси, забеременеть не удалось – процедура ЭКО с первого раза не увенчалась успехом.
Заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий, кандидат медицинских наук Екатерина Орехова:
- К услугам суррогатных матерей вынуждены прибегать женщины, которые сами по медицинским показаниям не могут выносить беременность. Каждый случай – человеческая трагедия, поэтому эта проблема очень актуальна. Как часто это встречается? В нашем регионе до 10 случаев в год таких ситуаций возникает. На сегодняшний день на Южном Урале вспомогательными репродуктивными технологиями занимаются 12 медицинских центров, два из них государственные, остальные – частные клиники. ЭКО по полису обязательного медицинского страхования проводят 10 организаций. Сама процедура ЭКО по полису ОМС стоит 95 тысяч 536 рублей – это базовая программа, ее оплачивает государство.
Надежда Кондрашова, Мария Шраменко, Telefakt.ru
10 742
Комментарии
comments powered by HyperComments